Главная / Экономика / Торговля / Всемирный день защиты прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта 2017 г. будет организована работа «прямой линии» с 9-00 до 12-00 по телефонам 4 50 78, 4 50 28, 4 46 29.
 
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День потребителей – 15 марта.
Международная Федерация потребительских организаций (CI) традиционно каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2010 году – «Качество товаров и услуг – знак качества жизни», 2011 год - «Потребители за честные финансовые услуги», 2012 год - «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг», в 2013 году – «Потребительское правосудие сегодня», 2014 году «Обеспечение защиты прав потребителей мобильной связи», 2015 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана тема здорового питания.
В 2017 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана « Потребительские права в цифровую эпоху. Эта тема поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.
В настоящее время индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
Согласно информационно-справочной системы «Торговый реестр Республики Беларусь» по состоянию на 01.01.2017г. в Волковысском районе  насчитывается  26    интернет-магазинов, еще в 2010 г. их насчитывалось 7.
Все чаще мы покупаем дорогую технику - телевизоры, холодильники, стиральные машины через интернет-ресурсы. Это удобно и быстро.
На территории  Волковысского района  проводится целенаправленная работа по повышению культуры и качества обслуживания потребителей, созданию для граждан более выгодных условий приобретения товаров и оказания услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
В целях информирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей на официальном сайте Волковысского районного исполнительного комитета   размещена следующая информация для потребителей:
- плакат «О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»;
- памятка для потребителей;
- информация о правах потребителей при выполнении работы либо оказании услуги ;
права потребителей при приобретении мобильных телефонов ;
информация об особенностях осуществления покупок в интернет-магазинах;
образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР ;
За 12 месяцев 2016г. года рассмотрено 7 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей из них 5 (71%) - в сфере торговли, 2 (29%) - бытового обслуживания. Все письменные и устные обращения рассмотрены в установленные законодательством сроки, заявителям направлены ответы.
За 2016 рассмотрены в основном, обращения, связанные с неудовлетворительным качеством непродовольственных товаров. В этом списке лидирует сложно-бытовая техника, обувь, одежда и др. Проведенный анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что наибольший удельный вес в структуре обращений потребителей занимает торговля – 71 %, это связано с востребованностью данной отрасли. Обращения граждан в основном содержат следующие вопросы:
- качество реализуемого товара, в том числе реализация с истекшим сроком годности;
- качество и культура торгового обслуживания;
- приобретение товара через интернет-магазины.
Эффективность системы защиты прав потребителей напрямую зависит от быстрого и качественного решения проблем потребителей, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. Следует отметить, что в районе сложилась практика работы с потребителем в первую очередь в досудебном порядке.
Большинство обращений по вопросам защиты прав потребителей решаются, в досудебном порядке.
Вниманию потребителей! Как избежать обмана при покупке товаров в соцсетях
В связи с участившимися случаями обмана потребителей, осуществляющих покупки в социальных сетях в сети Интернет Министерство антимонопольного регулирования и торговли обращает внимание, что продажа товаров в социальных сетях незаконна. Приобретая товары в интернет-магазинах, имеющих расширение зоны «.com» и т.п., или на интернет-сайтах, где продавец указывает только электронную почту или телефон, защитить права потребителей сложно, так как определить субъекта торговли в этих случаях затруднительно.
  Так, 15 сентября 2016 г. произошел инцидент с онлайн-магазином «Маргаритка», в котором граждане на сайте vk.com/margaritka_margaritka заказывали товары по низким ценам. После заказа и оплаты товара его доставка задерживалась, а в итоге посылки перестали приходить вовсе. Заказчики пытались получить деньги обратно, но безуспешно. 
  Во избежание обмана при покупке товаров с использованием сети Интернет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь рекомендует обращать внимание, что в рекламе товаров, размещаемой в социальных сетях, на сайтах интернет-площадок, должна содержаться гиперссылка на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В соответствии с законодательством Республики Беларусь доменное имя интернет-магазина должно находиться в национальной доменной зоне, имеющей обозначение «.by», «.бел».
Справочно. Информация о зарегистрированных в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазинах размещена на официальном сайте министерства www.mintorg.gov.by в рубрике «Торговый реестр», подрубрика «Публикация сведений».
     При этом на главной странице интернет-магазина субъекта торговли в обязательном порядке должна быть указана информация о:
наименовании субъекта торговли и его местонахождении (месте жительства); 
режиме работы; 
дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь; 
способах оплаты товаров, в том числе возможности дистанционной оплаты за товары (ЕРИП, АИС «Расчет», интернет-эквайринг, наличие платежных терминалов в случае приема наличных денежных средств).
  На сайте интернет-магазина субъектом торговли в обязательном порядке должна быть указана информация о:
наименовании товара;
цене и условиях оплаты товаров; 
гарантийном сроке, если он установлен; 
наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя; 
сроках доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара; 
образце документа, подтверждающего факт приобретения товара.
Приобретайте товары у добросовестных владельцев интернет-магазинов.